+7 (343) 224 4777

Ожог после химического пилинга: норма или осложнение?

Химический пилинг – одна из популярных и часто проводимых косметологических процедур. Она помогает улучшить состояние кожи и даже частично ее омолодить.

Представляет собой очищение поверхностного слоя кожи от отмерших клеток с помощью косметических средств на основе различных кислот. Подробнее о химическом пилинге можете прочитать в нашей статье.

Эффект от процедуры не заставляет себя долго ждать – уже примерно через неделю можно любоваться своей обновленной, сияющей кожей со здоровым оттенком и ровным тоном.

Однако период реабилитации после пилинга иногда заставляет пациента переживать и даже предпринимать меры для интенсивного восстановления кожи. Так как одним из проявлений или осложнений после процедуры становится ожог.

Разбираемся, а точно ли это ожог, почему такое случается, в норме ли такая реакция на пилинг или ожог все-таки является негативной побочной реакцией. А также рассказываем, как можно помочь коже быстрее восстановиться после этой процедуры.

Иногда пациенты принимают одну реакцию организма за другую, зачастую более негативную. Например, просто зуд и красноту уже могут посчитать симптомом ожога. Поэтому стоит понять, именно ожог это случился после пилинга или что-то другое, причем не требующее лечения.

Итак, ожог – это повреждение тканей организма в результате воздействия высокой температуры, ионизирующего облучения, некоторых химических веществ.

В случае с химическим ожогом речь идет о влиянии химических веществ. Под действием химического агента происходит коагуляция (сворачивание) и денатурация (разрушение структуры) белка кожи, дегидратация (обезвоживание) кожи, лизис клеток (разрушение мембраны клеток, растворение клетки), окисление и разъедание тканей.

Во время химического пилинга используются различные кислоты: молочная, салициловая, азелаиновая, миндальная, трихлоруксусная и т.д., а также различные фруктовые кислоты. Косметические средства с ними в составе наносят на кожу примерно на 5-15 минут. Степень их воздействия и глубина проникновения зависят от конкретно выбранной кислоты, ее концентрации в косметике, количества нанесенных на кожу слоев и продолжительности нахождения на кожном покрове.

Одни кислоты (например, молочная и миндальная) действуют поверхностно и мягко, не вызывают даже шелушения кожи, другие (например, трихлоруксусная) – глубже и жестче. Вот она может спровоцировать патологический ожог. Ведь даже глубину ее проникновения косметологу контролировать достаточно сложно. Еще более глубокий и опасный – химический пилинг с карболовой кислотой (фенолом): она токсична и вызывает не только ожоги, но и нарушения в работе внутренних органов. Процедура очень болезненна, поэтому проводится под наркозом. Большинство косметологов уже отказались от ее выполнения.

Итак, как же понять, ожог ли это? Надо видеть/чувствовать симптомы.

Любой пилинг подразумевает обновление кожи. Поэтому проводится целенаправленное «растворение» рогового слоя и нарушение липидного барьера кожи. НОРМАЛЬНЫМИ проявлениями в течение примерно 7-10 дней после химического пилинга будут:

·    покраснение кожи,

·    небольшие зуд и жжение,

·    небольшой временный отек,

·    шелушение кожи в течение нескольких дней,

·    повышение чувствительности кожи,

·    временное обострение кожных патологий – акне, купероз, розацеа и др.

В зависимости от степени, ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ожог после химического пилинга может проявляться в следующем:

·    сильные и нарастающие боль, зуд, жжение, отек;

·    непроходящая эритема (интенсивное покраснение кожи);

·    гипертермия (повышение температуры кожи), чувство жара;

·    атрофия (истончение) кожного покрова;

·    «оголение» кожи и появление ранки, в том числе мокнущей;

·    прозрачные пузырьки на покрасневших кожных покровах;

·    выраженное отслаивание кожи «лоскутами»;

·    эрозии и язвы в месте воздействия пилинга;

·    сухой струп (грубая защитная корочка во время заживления);

·    локальные гиперпигментация и рубцевание кожи.

При попадании в рану инфекции возникает гнойное воспаление тканей кожи, усугубляющее течение патологии и удлиняющее период лечения и восстановления.

Химический пилинг вызывает небольшой контролируемый ожог кожи. Его не стоит пугаться. В результате него клетки и начинают обновляться, а кожа – усиленно регенерироваться. В большинстве случаев пациенты даже не воспринимают его как таковой ожог. Он проявляется легкими, не требующими врачебного вмешательства, симптомами. Мы указали их в предыдущем пункте статьи и подписали «НОРМАЛЬНЫМИ».

Но бывает и патологический ожог. Виновными в возникновении этого осложнения могут быть как врач, так и пациент.

Почему может возникнуть ожог после химического пилинга:

Неопытность косметолога

К примеру, он неправильно подобрал косметическое средство для пилинга конкретному пациенту, выбрал большую дозировку (концентрацию) вещества, передержал препарат на коже, использовал непроверенное средство или с истекшим сроком годности.

Отсутствие квалификация косметолога

Сейчас многие «специалисты» проходят кратковременные курсы косметологов и проводят процедуры пациентам на дому. В том числе глубокого воздействия. При этом даже не имея медицинского образования. А значит, не зная всю анатомию и физиологию человеческого организма, реакцию кожи на те или иные химические агенты, не умея собирать анамнез (в том числе для исключения противопоказаний к пилингу) и т.д.

Индивидуальная непереносимость компонентов

Иногда пациент сам может скрыть эту информацию, даже зная, что его кожа негативно реагирует на какие-то вещества. В некоторых случаях (например, как в предыдущем пункте) врач не спрашивает пациента о состоянии его здоровья. А бывает и такое, что непереносимость компонентов тех или иных косметических средств внезапно и впервые «просыпается» у пациента. При гиперчувствительной коже может произойти и ожог при проведении пилинга.

Несоблюдение мер реабилитационного периода

Иногда ожог проявляется не сразу и не от самого пилинга как такового. Такое возможно, если после процедуры (примерно в течение 10 дней) пациент использует спиртосодержащую косметику (лосьон), средства с кислотами (домашние пилинги и маски) и ретинолом, а также идет загорать на солнце или в солярий. После пилинга кожа «оголена» и восприимчива к внешнему воздействию. Ультрафиолет и агрессивные косметические средства способны нанести вред, в том числе в виде ожога.

Если это небольшой контролируемый ожог с типичными для пилинга проявлениями, то ничего специфического делать не нужно. Необходимо следовать рекомендациям косметолога по восстановительному периоду. Обычно уход подразумевает использование мягких очищающих средств, увлажняющих кремов и временный отказ от декоративной косметики.

Если же вы заметили проявления патологического ожога, необходимо незамедлительно обратиться к врачу, проводимому процедуру пилинга. Самостоятельное лечение может не дать результата или привести к еще бо́льшим последствиям.

Из того, что вы можете сделать до приема врача:

1)  наносить на кожу средства с пантенолом (пантотеновая кислота, декспантенол) – регенерирует, смягчает, успокаивает и увлажняет кожу, снимает покраснение и раздражение: крем «Пантенол», восстанавливающий бальзам Cicaplast B5+ от LA ROCHE-POSAY и др.;

2)  протирать кожу раствором хлоргексидина – обеззараживает, препятствует попаданию инфекции и дальнейшее развитие нагноения;

3)  избегать попадания на травмированное место прямых солнечных лучей, загара на солнце и в солярии, посещения бани, сауны, бассейна, спортзала – чтобы не усугубить патологию;

4)  пить побольше простой чистой воды (не мене 2 литров в день) – она необходима коже для восстановления и предотвращения обезвоживания, которое происходит из-за ожога;

5)  не прикладывать к месту ожога кубики льда из морозилки – это может еще больше травмировать кожу, негативно повлиять на сосуды и кровообращение, затянуть время восстановления;

6)  не трогать поврежденную кожу немытыми руками, не отрывать корочки с ранки – во избежание попадания грязи и инфекции;

7)  принимать внутрь антиоксиданты – укрепляют иммунитет, в том числе кожный, борются с окислительным стрессом в организме, в том числе возникшем из-за ожога: витамины С и Е, астаксантин, цинк, селен, Омега-3, коэнзим Q10, зеленый чай и др.

После приема врач может назначить противовоспалительные и гормональные мази, а также другое, более расширенное и специфическое, лечение.