+7 (343) 224 4777 Поиск

Аквагенический зуд: почему тело чешется после душа и что с этим делать

Кожа как самый большой, наружный, орган нашего тела ежедневно подвергается негативному влиянию внешних факторов. Даже если они априори не являются вредными и пагубными. Например, вода. И речь в статье пойдет о водопроводной.

Мы регулярно принимаем душ. Иногда и не раз в день. Сам процесс для кого-то – не просто мытье тела, а приятный сеанс расслабления после трудового дня или способ взбодриться утром. Однако уже после душа у некоторых чешется тело, порой сильно и даже мучительно.

Разбираем, почему и у кого такое может быть, как избавиться от аквагенического зуда и какими способами предотвратить его в будущем.

Кожа после домашних водных процедур может чесаться из-за временных физиологических причин, не связанных с патологиями. Но иногда зуд после контакта с водой является симптомом некоторых заболеваний.

Из-за чего возможен зуд после душа:

Горячая вода и интенсивное очищение

Вода высокой температуры (а некоторые любят принимать чуть ли не кипяточный душ) и использование средств для мытья с агрессивными ПАВами, а также жесткие мочалки и скрабы, способны вызвать зуд и здоровой кожи. Дело в том, что они нарушают защитный барьер кожи, или гидролипидную мантию, состоящую из жировых веществ и удерживающую влагу в поверхностном слое. Теряется естественное увлажнение кожи, она становится более сухой, что провоцирует зуд.

Изначально сухая и чувствительная кожа

Кожа некоторых людей имеет сухой тип от рождения. Нередко это сопровождается и ее гиперчувствительностью. Причинами могут быть недостаточное выделение себума сальными железами и опять-таки нарушение гидролипидной мантии. Такая кожа зудит даже вне контакта с водой. А душ, особенно с применением геля и других моющих средств еще больше усугубляет ситуацию и истончает защитный барьер кожи.

Синтетическая домашняя одежда

Белье и пижамы из искусственных материалов также могут вызвать зуд – как после душа, так и вне его. Они нарушают воздухообмен кожи и работу сальных желез, негативно влияют на гидролипидный барьер кожи, создают парниковый эффект. Кроме того, при производстве этой одежды часто используют красители, а также формальдегиды и антипирены, которые способны вызвать аллергические реакции. Один из симптомов при этом – зуд тела.

Аллергия

Зуд – это одна из распространенных аллергических реакций. Происходит нетипичный ответ иммунной системы на антиген (аллерген) и высвобождение гистамина в кровь, а также внеклеточное пространство. Причем в данном случае аллергия может быть и на моющие средства для душа, и на что угодно, не связанное с водными процедурами. При ее наличии кожа всегда становится более чувствительной и сильнее реагирует на внешние факторы, в том числе зудом.

Некоторые заболевания

Например, сахарный диабет. Он сильно влияет на состояние кожи. Зуд при нем может появляться из-за нарушения обмена веществ и снижения увлажнения кожи (уменьшается выработка кожного сала), ухудшения кровообращения и замедления процессов регенерации, а также из-за проявлений нейропатии.

Кроме того, чесаться после душа кожа может при аквагенной крапивнице. Это редкая форма дерматоза, иммунологическая реакция организма, вызванная контактом с водой любой температуры и проявляющаяся появлением зудящих волдырей. Причины возникновения данного вида крапивницы пока изучены слабо.

Также зуд возможен из-за ксероза. Это патологически сухая кожа, обусловленная нарушением кислотно-щелочного баланса, сбоем в работе сальных желез, дефицитом влаги в эпителии и частым обновлением верхнего слоя эпидермиса. Происхождение ксероза – очень обширное: от генетической предрасположенности до онкологии.

Когда кожа сильно чешется, человек не может спокойно отдыхать, спать, работать, да в целом нормально жить. Кроме того, от постоянного расчесывания могут появиться повреждения кожи, повышается риск заражения и нагноения из-за присоединения бактериальных или грибковых инфекций. Поэтому важно как можно скорее снять зуд после приема душа.

Сделать это можно следующими способами:

1)  нанести на кожу увлажняющие/питающие средства для тела (лучше – предназначенные для чувствительной кожи, «атопики») – крем, молочко, масло;

2)  нанести на кожу антигистаминную (противоаллергическую) мазь – она снизит гиперреакцию кожи в виде зуда, заблокировав выработку гистамина (медиатора аллергических реакций);

3)  выпить антигистаминный препарат – таблетки работают по тому же принципу, что и противоаллергические мази, только изнутри организма.

2 и 3 пункты подходят, если действительно имеется аллергическая реакция. И лучше, если их назначит врач, а не вы сами. А если причиной зуда является нарушение гидролипидного барьера, сухость кожи – действенным будет первый вариант с нанесением увлажняющих средств.

Как известно, профилактировать всегда лучше, чем лечить.

Поэтому, чтобы кожа после душа не чесалась, нужно исключить причины, по которым это может произойти, и восполнить ресурсы организма для предотвращения патологии.

Что возможно сделать:

·    принимать теплый (а не сильно горячий) душ, вода должна быть комфортной;

·    использовать «мягкие» очищающие средства и мочалки, либо иногда мыться без них;

·    сократить время приема душа – находиться под водой не более 10 минут;

·    после душа слегка промокнуть кожу махровым полотенцем, а не тереть ее досуха;

·    надевать белье и домашнюю одежду из натуральных, «дышащих», материалов;

·    ежедневно и после душа наносить на кожу увлажняющие средства;

·    держать в стадии компенсации хронические заболевания;

·    употреблять в пищу полезные жиры – авокадо, орехи, рыбу и др.;

·    пить витамины и микроэлементы, необходимые для сухой кожи;

·    минимизировать/исключить контакты с различными аллергенами;

·    включать дома увлажнитель воздуха и по возможности уменьшать нагрев батарей.